10 самых больших метро в мире

Топ 10 самых больших метро в мире

Если бы не метрополитен, то крупные города мира вряд ли бы справлялись с потоком своих граждан и туристов. Поэтому подземные транспортные системы уже устроены в более чем сотне городов разных стран. Чем сложнее инфраструктура города, тем большим количеством станций и протяженностью должна располагать подземка. Отсюда интересно задаться вопросом, какие метро самые большие в мире? Соответствующий рейтинг охватывает десять столиц.

10. Метрополитен Мехико (195 станций)

Мехико открывает наш список самых больших метро в мире. В столице Мексики проходит подземная транспортная магистраль со 195 станциями и 12 ветками – Sistema de Transporte Colectivo. Ее протяженность достигает 226 км, что позволяет справиться с 1,5-миллиардным потоком пассажиров в год.

Чтобы малозащищенные слои населения и туристы легко ориентировались в станциях, к последним привязаны логотипы различных персонажей. Следующая примечательность метрополитена Мехико – выделение трех первых вагонов для прекрасного пола и детей. Правда, соответствующая привилегия действует лишь в час пик. Этот промежуток времени примечателен большими давками, из-за которых приходится прибегать к помощи полицейских. Однако само метро Мехико работает без сбоев и имеет качественное оформление.

9. Московский метрополитен (222 станции)

Московский метрополитен занимает девятое место в рейтинге самых больших метро в мире. Подземка сердца России связывает между собой 222 станции. Железнодорожная магистраль «Государственного унитарного предприятия города Москва» представлена 14 линиями. Все они простилаются по российской столице на 381 км. На пересечении Арбатско-Покровской и Солнцевской линий находится пролет «Парк Победы», который примечателен 84-метровой глубиной. Другой узел «Печатники», что в «Воробьевых горах», славится 5-метровым углублением относительно поверхности мегаполиса. Эта же станция наличествует наиболее протяженной 282-метровой платформой.

Вопреки своему солидному 80-летнему возрасту московская подземка готова ежегодно обслуживать до 2,5 миллиардов пассажиров. Более того, ближайшие пять лет метро пополнится 78 станциями и станет длиннее на 160 км.

8. Лондонский метрополитен (270 станций)

Лондонский метрополитен на восьмом месте в списке самых больших метро мира. Вот уже последние 150 лет лондонское метро успешно справляется со своим назначением. Доживши до наших дней, лондонская подземка обзавелась 270 станциями и 11 линиями. Суммарная протяженность составляет 402 км, чего хватает для обслуживания 1,2 млрд. пассажиров в год.

Псевдониму «Tube» метро Лондона обязано своей тоннельной форме. В жаркие часы отдельные узлы вынуждены делать перерыв. К этим платформам относятся «Ватерлоо», обслуживающая за год более 80 млн. пассажиров. Другая знаменитая станция лондонского метрополитена «Амершем» возвышается над морским уровнем на целых 150 м.

7. Мадридский метрополитен (289 станций)

Подземная железнодорожная сеть Мадрида имеет 293-километровую протяженность и вьется на 16 веток и 326 остановочных узлов. Мадридская подземка является одной из первых, которая стала располагать парой кольцевых линий. Также одна из здешних станций открывает дорогу в музей «Чамбери». Испанцы прозвали это место «станцией-призраком».

В остальном плане подземка Мадрида ничуть не отличается от аналогов других столиц мира – приветливая атмосфера, развитая инфраструктура, высокий уровень безопасности. В год тематическая железнодорожная сеть обслуживает до 560 млн. пассажиров.

6. Токийский метрополитен (285 станций)

Токийский метрополитен занимает седьмое место в нашем топе самых больших метро в мире. В стране восходящего солнца есть метро, которое за год готово справиться с 3-миллиардным пассажирским трафиком. Соответствующий объем побудил у японцев желание внедрить в токийский метрополитен работников осийцев. Их призвание – помогать пассажирам в доступе внутрь вагонов. Такая необходимость особенно к месту на станции «Синдзюку», ежедневная загруженность которой составляет порядка 3 млн. пассажиров.

Вместе с ней токийская подземка располагает еще 285 платформами и дюжиной веток. Вместе они тянутся на 300 км. По-японски транспортная магистраль Токио называется «То:ке: Тикатэцу».

5. Парижский метрополитен (303 станции)

Шестое место среди самых больших метро в мире занимает парижский метрополитен. Это еще одна из старейших подземок мира. Работает с 1900 года и в настоящее время простилается по все Парижу и за его пределами на 220 км. Такая транспортная система объединяет 303 станции и 16 линий. С пересадочными узлами количество платформ увеличивается, что дает «Столичной железной дороге» возможность перевозить около 1,5 млрд. пассажиров в год.

Примечательно, что отдельные станции парижского метрополитена унаследовали имена городов воинов-героев СССР – «Сталинград», «Севастополь». Среди линий подземки туристы и эксперты выделяют №14. Дело в том, что она имеет высочайший уровень автоматизации. В длину здешние перроны составляют 120 м. Что касается рекордной загруженности, то это «золото» достается линии №1: старая парижская ветка обслуживает более 160 млн. пассажиров в год.

4. Сеульский метрополитен (316 станций)

Крупнейший метрополитен Южной Кореи может похвастаться протяженностью в 340 км и самой длинной 52-километровой веткой в мире – №5. Всего линий – 9, а станций – 316.

Жители Сеула называют свою подземку «Судогвон Чончхоль». Каждый год она перевозит до 2,5 млрд. пассажиров. Многим метро Сеула успевает понравиться своей развитой автоматизацией и высоким уровнем комфорта.

3. Пекинский метрополитен (370 станций)

Метрополитен столицы Поднебесной часто сравнивают с Великой китайской стеной. Все дело в том, что общая длина первой переваливает за 526 км. В год такая протяженность вкупе с 370 платформами и 18 линиями гарантирует качественный подземный трансфер для 3,2 млрд. пассажиров. И это вопреки ежедневному 10-миллионому потоку в час пик, который является рекордным показателем во всем мире.

Метро Пекина заработало в 1969 году. Старту тематической магистрали поспособствовали советские специалисты, привлеченные к ее строительству еще в 50-х годах. Сегодня над совершенствованием пекинской подземки работают специалисты со всего мира. К 2020 году они обещают продлить проект до 1050 км. Высокий уровень чистоты и освещения гарантированы.

2. Шанхайский метрополитен (413 станций)

Еще одно из самых больших метро в мире – шанхайский метрополитен. Вдоль магистрали протяженностью более 560 км работают 355 платформ. Сеть делится на 14 линий. Скоро их количество увеличится. Иначе где в недалеком будущем будут размещены новые 125 узлов? Такой объем потребует продления метро Шанхая на 220 км.

Читать еще:  10 стран с самым дешёвым бензином

На данный момент «великая китайская подземка» признана самой прогрессивной в мире. В год ей удается принять до 3,5 млрд. пассажиров. Среди наиболее перегруженных станций отмечается «Народная площадь».

1. Нью-Йоркский метрополитен (472 станции)

Сабвей Нью-Йорка – самое большое метро в мире. Подземная железнодорожная магистраль Нью-Йорка – уже не просто метрополитен, а настоящий многоуровневый сабвей. Количество его платформ – 472. Каждый раз этот объем увеличивается, что требует увеличения линий. В данный момент последних у сабвея Нью-Йорка 36 линий, а их общая протяженность составляет 1370 км. Причем для пассажирского потока выделено только 1056 км. Пока этого достаточно, чтобы метро справлялось с 1,7-миллиардным потоком пассажиров в год.

Метрополитен Нью-Йорка располагает отдельными примечательными платформами – погрузившаяся на 50-метровую глубину «191 улица», а также «Девятая улица», которая работает на 27-метровой высоте.

10 самых больших метро в мире

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Трудно представить нормальное существование крупных городов мира без такой удобной и быстрой транспортной системы, как метрополитен. Необходимость в том, чтобы разгрузить оживленные улицы, назревала еще с начала XIX века, и вот наконец, идея подземного транспорта была впервые реализована в 1863 году. Первую ветку метро построили в Лондоне, ее общая протяженность изначально составляла лишь 6 километров. После этого метрополитен начал развиваться быстрыми темпами, становясь все более актуальным в связи с растущей популярностью и доступностью туризма. Сегодня, спустя полтора века, в мире насчитывается около двух сотен подземных транспортных систем, позволяющих быстро и недорого перемещаться в любой район города. Некоторые из них являются по-настоящему масштабными, обладая огромным количеством станций, многочисленными линиями протяженностью в сотни километров и обслуживая миллиарды пассажиров ежегодно. Ниже представлены десять самых крупных метро в мире.

Рейтинг самых больших метро в мире

Парижский метрополитен

Система подземного транспорта в Париже существует с 1900 года, изначально она носила название “столичная железная дорога”. Постепенно оно сменилось на обозначение метрополитен, которое в итоге прижилось и во многих других странах. Сеть парижского метро охватывает не только саму столицу Франции, но также распространяется и на близлежащие пригороды. Она состоит из 16 веток общей протяженностью 220 километров и имеет 303 станции. Ежегодный пассажирооборот – примерно 1,5 миллиарда человек. Самой загруженной является линия №1, она перевозит более 160 миллионов пассажиров в год.

Парижский метрополитен отличается чистотой, аккуратной архитектурой и высоким уровнем автоматизации. Одна из станций, “Мадлен” может похвастаться особым оформлением с помощью витражей. Также интересно, что некоторые станции носят российские наименования, унаследованные от городов-героев Советского Союза: “Сталинград”, “Севастополь” и другие.

Метро Мехико

Система метрополитена Мехико имеет 12 веток общей длиной 226 км и 195 станций, из которых 55 являются наземными, а 25 расположены над землей. Такая необычная структура обусловлена расположением города в гористой местности. Это наибольшее метро в Южной Америке, в год его посещает более 1,5 миллиарда человек.

Впервые метро Мехико начало свою работу в 1969 году, тогда оно насчитывало всего несколько станций. Оно имеет аккуратное оформление и работает без сбоев, но не всегда справляется с огромным потоком пассажиров, вследствие чего на станциях приходится дежурить полицейским, которые помогают людям протискиваться в переполненные вагоны. В период пиковой нагрузки первые три вагона поезда выделяются исключительно для женщин и детей. Еще одной любопытной особенностью подземки в Мехико является дублирование названий станций и других информационных надписей картинками. Это сделано по той причине, что среди пассажиров есть довольно большое количество людей, не умеющих читать.

В 1967 году, во время строительства метрополитена был случайно обнаружены остатки древнего ацтекского храма, посвященного богу Эакатлю, они до сих пор находятся в качестве экспоната на станции Пино Суарес.

Мадридское метро

Сеть подземного общественного транспорта в столице Испании функционирует с 1919 года, она имеет протяженность 293 километра, и состоит из 13 линий, на которых расположены 289 станций. Так же, как в метрополитенах Москвы и Пекина, здесь присутствуют кольцевые линии. За год услугами мадридского метро пользуются 560 миллионов человек.

Столица Испании является рекордсменов по количеству эскалаторов – всего в подземке насчитывается 1698 эскалаторов и 522 лифта.

Одна из станций метро, “Чамбери”, является своеобразным музеем, местные жители прозвали ее призраком. Данная станция была закрыта в 1966 году за ненадобностью, сегодня же она привлекает туристов, желающих окунуться в атмосферу метрополитена середины XX века.

Метро Токио

Столица страны восходящего солнца располагает метрополитеном протяженностью 304 километра, который включает 13 линий с 285-ю станциями. Примечательно, что большая половина станций находится под управлением частной компании, однако на разницу в стоимости билетов это практически не влияет. Сами японцы называют систему подземки “То:кё: Тикатэцу “. Вагоны подземки отличаются комфором, в них даже установлены сиденья с системой подогрева.

Впервые токийское метро начало свою работу в 1927 году, тогда оно представляло собой единственную ветку со всего двумя станциями. В наши дни его годовой пассажирооборот составляет более трех миллиардов человек. Одной из наиболее загруженных станций является “Синдзюку”, через нее ежедневно проходит до трех миллионов пассажиров.

Метро японской столицы обладает любопытной отличительной особенностью, сделавшей его известным во всем мире – здесь была придумана специальная должность под названием “осия”. Задача этих работников заключается в том, чтобы во время часа пик заталкивать пассажиров в переполненные вагоны, а также следить за их багажом, который часто попадает между закрывающимися дверями.

Метро Сеула

Метрополитен южнокорейской столицы отличается современностью, автоматизацией и высоким уровнем комфорта. Он включает в себя 436 станций (все исключительно подземные) и 18 линий общей протяженностью 394 километра. Ежегодный пассажирооборот метро Сеула – 2,8 миллиарда человек.

Читать еще:  9 лучших моторных масел для Шевроле Круз - Рейтинг 2020

Метро было введено в эксплуатацию в 1974 году. Интересно, что его обслуживанием занимается не государство, а три частные компании, активно содействующие улучшению и расширению данного общественного транспорта, а также внедрения новых технологий. К примеру, уже довольно долгое время практически на всех станциях предоставляется свободный доступ к беспроводному интернету.

В Сеуле находится самая длинная ветка метрополитена в мире – это линия №5, протяженность которой составляет целых 52 километра.

Московское метро

Метро в Москве состоит из 230 действующих станций и 15 линий суммарной протяженностью 397 километров. Оно охватывает не только саму столицу, но и даже часть Московской области. Пассажиропоток московского метрополитена составляет примерно 2,5 миллиарда человек в год. Расположение станций варьируется в очень широких пределах, так остановка “Печатники” углублена всего на 5 метров, а станция “Парк Победы” находится на 84-метровой глубине.

Московский метрополитен открылся в 1935 году и стал первым подземным транспортом на территории Советского Союза. Первая линия включала 13 станций, по которым курсировало 12 составов. Открытие могло произойти и намного раньше, если бы не бурные события российской истории, ознаменовавшие начало XX века. В настоящее время метро продолжает расширяться, по планам правительства столицы, к 2023 году откроется еще 55 новых станций.

Главная особенность московской подземки – это оформление, которое считается одним из лучших во всем мире. Станции украшены изысканной лепниной, роскошными люстрами, внушительными колоннами, картинами на стенах. Практически каждая из них является произведением архитектурного искусства, не зря и жители России и даже туристы из других стран именуют их “подземными дворцами”

Лондонский метрополитен

Самая старая система метрополитена в мире имеет 270 станций и 11 веток простирающихся на 402 километра. Ежегодно метро Лондона пропускает до 1,2 миллиарда человек. Кстати, сами англичане обычно не употребляют слово “метро”, здесь общепринято называть подземку Underground или Tube (последнее произошло от формы туннелей, напоминающих трубы). Но международное название изначально появилось именно здесь, в то время, когда компания Metropolitan Railway занималась созданием первой ветки подземного транспортного сообщения. Это событие, произошедшее в 1863 году, стало возможным в первую очередь благодаря инженеру по имени Марк Брюнель, который придумал механизм для прокладывания туннелей.

Сейчас лондонское метро считается одним из символов города и привлекает внимание туристов. Дополнительный интерес представляет реализованный в рамках программы городского развития культурный проект “Искусство в метрополитене”. Благодаря ему, посетители подземки могут любоваться транслируемыми на рекламных щитах изображениями шедевров мировой живописи, а также слушать чтение стихов и поэм известных авторов.

Метро Пекина

Метро китайской столицы часто сравнивают с Великой китайской стеной, и неудивительно, ведь суммарная длина его 22 веток превышает 608 км. Подземка включает в себя 370 станций и обслуживает 3,2 миллиарда пассажиров ежегодно. Также она считается рекордсменом по суточному пассажиропотоку, поскольку в часы пик может пропускать до 10 миллионов человек. Но, несмотря на это, вагоны остаются переполненными, поэтому китайские власти планируют дальнейшее расширение системы метрополитена.

Пекинская система подземного транспорта заработала с 1969 года, в ее постройке принимали участие советские специалисты. Однако до 1976 года метро использовалось только для военных и государственных нужд, обычному населению вход туда был закрыт. С 1976 по 2002 годы оно состояло всего из пары линий, затем произошел быстрый скачок развития. В данное время метро Пекина считается одним из лучших в мире по освещению и уровню чистоты.

Шанхайский метрополитен

Метро Шанхая – одна из самых прогрессивных и быстро развивающихся систем общественного подземного транспорта. Начав свое существование только в 1993 году, на сегодняшний день она уже насчитывает 413 станций, расположенных на 16 ветках суммарной длиной 676 километров. В год метрополитен обслуживает 3,4 миллиарда пассажиров.

Скорость, с которой было создано шанхайское метро, действительно впечатляет. За один только 2007 год провели 92 километра новых линий и открыли 70 станций. В ближайшие годы правительство собирается построить еще более сотни станций, чтобы бороться с перегруженностью.

Хотя в часы пик метрополитен заполнен людьми, здесь всегда соблюдается чистота в вагонах и на станциях. Отличительными особенностями подземки Шанхая являются нефиксированная плата за проезд (высчитывается в зависимости от расстояния) и наличие на новых станциях прозрачной стены, отделяющей вагоны от платформы.

Нью-Йоркское метро

Метрополитен города Нью-Йорк был запущен в 1904 году и состоял на тот момент всего из одной линии. На сегодняшний день оно имеет 472 станции и 36 линий, длина которых составляет 1370 километров (правда для перевозки пассажиров используется только 1056 км). В год метро обслуживает примерно 1,7 миллиарда человек, а дневной пассажиропоток достигает 5,7 миллионов человек.

Отличительной особенностью этой системы метрополитена является то, что примерно 40% станций находятся над землей. Самая высокая из них – платформа “Девятая улица”, она размещается на 27-метровой высоте. Но есть также и глубокие станции, например “191 улица” находится на глубине около 50 метров под землей.

Гостям Нью-Йорка ориентироваться в метро достаточно сложно, поскольку все станции носят названия улиц, под которыми они находятся, а улиц с одинаковым названием в городе не так уж и мало. Ввиду этого к названиям станции добавляют номер ветки, что лишь немного облегчает положение тех, кто еще не научился ориентироваться в городе.

Нью-Йоркский метрополитен работает круглые сутки, однако пользоваться им после полуночи не рекомендуется из соображений безопасности.

Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Жизнь под землёй: самое большое метро в мире

Метрополитен – это подземная железная дорога, по которой ходят рейсовые поезда. В настоящее время метро – это один из самых востребованных видов транспорта, где не будет долгих остановок, задержек не по графику, а главное пробок.

Читать еще:  10 крупнейших пород собак

Предлагаем рассмотреть список самых крупных метро в мире.

Нью-Йорк

Первое заслуженное место занимает метрополитен Сабвей Нью-Йорка, являющийся одним из самых старых, его открытие состоялось в 1904 году. Длина метро составляет 1355 км, но для провоза пассажиров предназначено только 1056 км. При этом достояние вовсе не в возрасте и протяженности.

Метро является самым большим в мире из-за множества станций (472), находящихся на 40% над землей, и максимального количества маршрутов, насчитывающих 37 линий, протяженностью 337 км. Поток пассажиров за год составляет примерно 1,7 миллиарда. Плюс в том, что метро служит круглосуточно.

Отличительной чертой метро являются его отдельные станции, такие как «191 улица», находящаяся на глубине более 50 метров под землей, и платформа «Девятая улица», одна из самых высоких в мире, так как расположена на высоте 27 м. Минус метро в нестабильном расписании, как по времени, так и по движению.

Схема метро Нью-Йорка:

Сеул

Метро Сеула в Южной Корее, начавшее свою работу в 1974 году, славится числом станций, насчитывающих 436 платформ, находящихся всего на 18 линиях. Ежегодно в нем ездит более 2,5 миллиарда человек, из-за этого метро занимает и второе место в мире по рейтингу загруженности. Сеул получил свое серебро из-за обладания самой длиной по протяженности линии мира (линия № 5) в 52 км. Плюс заключается во владении метро частными компаниями, которые поддерживают его состояние и развивают ежегодно.

Схема метро Сеула:

Шанхай

Метрополитен Шанхая в Китае относительно молод, он функционирует с 1993 года и является самым крупнейшим по протяженности. Схема метро состоит всего из 14 линий длиною более 550 км. Ежегодно 355 станциями, как наземными, так и подземными, пользуются 3,5 миллиарда, а в день 7 миллионов пассажиров.

Из-за главного минуса – огромной загруженности, власти Шанхая планируют к 2020 году расширить метро до 780 км. Молодое метро уже бьет рекорды по открытию 92 км новых сетей с 70 станциями в 2007 году, который никто не превзошел по сей день. Годовой поток пассажиров – 2,2 миллиарда лиц. Плюсами метро являются чистота станций и вагонов, мониторы в них, на которых идет трансляция приближающихся станций с их достопримечательностями.

Схема метро Шанхая:

Мадрид

Метро Испании, открытое в 1919 году, занимает почетное четвертое место за максимальное количество станций в размере 326, лишь на 16 линиях, длиною 293 км. Пассажиропоток маленький, всего 560 миллионов человек в год. С учетом того, что сеть расположена на 93% под землёй и имеет две кольцевые линии. Такой плюс есть только в Пекине и Москве. Особенность метро в станции-призраке, работавшей до 1966 года и станции-музее «Чамбери».

Схема метро Мадрида:

Пекин

В топ-5 вошло метро Пекина в Китае, начавшее функционирование в 1969 году и считающееся самым загруженным. В состав входит 18 линий, включающих в себя 319 платформ, общей длиной 527 км. Каждый год Пекинским метро пользуется 3,2 миллиарда человек, а в час пик каждый день транспортная система перевозит более 10 миллионов пассажиров. Из-за огромной давки в переполненных вагонах, что является минусом, власти планируют построить 13 линий и расширить метро. Метрополитен занимает первые места по чистоте и освещенности.

Схема метро Пекина:

Париж

Список продолжает подземка Парижа во Франции, открытая в 1900 году. Протяженность сети – 220 км, с 303 станциями (не считая пересадочных) и 16 линиями. Пассажиропоток в год более 1,5 человек, в сутки больше 4 миллионов. Огромный плюс в том, что метрополитен очень модернизирован, чист и постоянно обновляется. Интересно, что метро Парижа выходит за его пределы в соседние мелкие города. Особая черта в станции «Мадлен», украшенной шикарным витражом.

Схема метро Парижа:

Токио

Открытое в 1927 году Токийское метро Японии протяженностью 300 км включает в свою систему 13 платформ на 2 линиях Tokyo Metro и Toei, где находятся 290 станций. Загруженность в год – 3,2 миллиарда пассажиров, из-за чего это метро является обладателем первого места в мире по годовому пассажиропотоку. Интересный факт подземки в удивительной должности – «осия». Этот человек заталкивает пассажиров в забитые вагоны в час пик.

Схема метро Токио:

Лондон

Система старейшего метро Лондона Великобритании, открывшегося в 1863 году, включает 270 станций на 11 линиях, длиною 402 км. Жители Лондона называют сеть метро «The Tube» — «труба». Пассажиропоток в год составляет около 1,2 миллиарда. Лондонская подземка является родоначальником иным транспортным системам, т.к. ее строила компания Metropolitan Railway, так местные и начали ее называть, после сократили до «метрополитен».

Схема метро Лондона:

Москва

Метрополитен Москвы в Российской Федерации, начав свою “карьеру” в 1935 году, охватывает 12 линий и 197 станций, протяженность 346 км. Официальное название метро «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина».

В год на метро ездят 2,5 миллиарда людей. Глубочайшая станция «Парк Победы» расположилась на 84 км под землей, а остановка «Печатники» всего на 5 метрах. Плюс метро в неописуемой красоте многих станций с великолепными люстрами, изысканной лепниной, неповторимыми колонами, спускающимся потолком. Божественное величие станций метро дало ему название «Подземные дворцы» и ставит на первое место по красоте в мире.

Схема метро Москвы:

Мехико

Сеть метро Мехико в Мексике открылось в 1969 году, и наполняет в себе 12 как подземных, так и наземных линий с 195 станциями, длиной 227 км. В год подземкой пользуется 1,5 миллиарда людей. Знаменита обозначениями на карте станций рисунками людей, животных, растений и т.п., причина этому безграмотные жители страны. Плюс транспорта в том, что в час пик имеются три вагона, предназначенные только для женщин и детей.

Схема метро Мехико:

Вот такое разнообразное, гармоничное, привлекательное, даже безумно красивое и интересное метро есть в мире, так что удачного пути!

Источники:

http://toptimes.ru/top-10-samyh-bolshih-metro-v-mire/
http://expertology.ru/10-samykh-bolshikh-metro-v-mire/
http://karta-turizma.ru/interesnoe/obekty/samoe-bolshoe-metro-v-mire.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: